^Вверх
Ее называли "баба-кремень"… догадались, о ком идет речь?!
Сегодня исполняется 96 лет со дня рождения Нонны Мордюковой — одной из самых популярных отечественных актрис, которая в советском кино несколько десятилетий олицетворяла простую женщину из народа.
Стоические колхозницы и упрямые одиночки, эксцентричные соседки и возмущенные пенсионерки, матери и жены — ее героини, среди прочего, не лезли за словом в карман.
Нонна Мордюкова была удостоена памятника при жизни; в честь нее была названа одна из малых планет Солнечной системы (астероид номер 4022), чем мало кто может похвастаться, а энциклопедия Великобритании "Кто есть кто" включила ее имя в десятку выдающихся актрис XX века. Она сыграла в 50 картинах.
Знаменитая исполнительница умела совмещать в своих персонажах напор и нежность, привнося в них свою природную мощь, темперамент и душевность. Зрители любили ее достоверные образы, узнавая в них себя и своих знакомых.
Всем известно, что Нонна Викторовна Мордюкова по рождению донская казачка, что она долго и безуспешно стремилась сыграть шолоховскую Аксинью и еще во ВГИКе лучше всего чувствовала себя на студенческих спектаклях в телогрейке и сапогах. Однако Сергей Герасимов утвердил на роль в "Тихом Доне" не свою подопечную по "Молодой гвардии", а Элину Быстрицкую. Другие педагоги видели в Мордюковой героиню греческих трагедий, прочили роль Анны Карениной, а Александр Довженко на защите диплома сказал: "Я видел ее профиль на скифских вазах".
Но харизма актрисы пробивалась и в незамысловатых бытовых мелодрамах, и в примитивных опусах о классовой борьбе, и в официозных патриотических эпопеях, предназначенных главным образом для внутреннего потребления.
Большинство заметок и документальных фильмов о Мордюковой предпочитают смаковать горестные подробности ее личной жизни, вместо того чтобы подробнее рассказать о профессиональных приемах легендарной артистки. А зря, ведь у фигуры такого масштаба есть чему поучиться.